- Канцона
- КАНЦОНА. Основываясь на том, что Дант назвал первою канцоною первую часть написанного терцинами «Ада» («Ад» песня XX, ст. 1—3), нельзя давать особой веры популярным учебникам, требующим от строф канцоны определенного minimum'a и maximum' стихов (напр., 11—16), а также количества строф (3—7) и соблюдения еще некоторых условий метрики и рифмования. То же и о господствовавшем одно время взгляде на канцону, как на любовную песню. Безусловное о канцоне: стихотворное произведение, преимущественно лирическое, первая строфа которого пишется любым метром, с соблюдением или без соблюдения одинакового числа стоп, число рифм и порядок рифмования произвольны; возможны случаи нерифмованных стихов среди рифмованных, вообще построение строфы на принципах наибольшей свободы. Остальные строфы (количество их не ограничено) строятся по точной схеме первой строфы. Последняя строфа, называемая прощальною, короче основных и имеет в схеме своей элементы тождества со схемою основных; простейший случай: имея основную десятистишную строфу, берем для прощальной схему конца основной строфы, начиная, напр., с 4-го, 5-го или шестого стиха. Главнейшее достоинство концоны — введение в каждую новую канцону новой строфы, не встречавшейся ранее ни в этой форме, ни вообще. Традиция поэзии трубадуров.И. Р.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.